Как завершение строительства Крымского моста изменит жизнь на юге России

По Крымскому мосту 30 июня запускают движение грузовых поездов, что завершает формирование на юге России полноценного нового транспортного пути через Керченский пролив.

Уже в ближайшие месяцы на полуострове ожидают снижения цены на продукты, топливо и стройматериалы, говорят опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты" эксперты, участники рынка и чиновники. А в дальнейшем местные экспортеры рассчитывают на новые рынки сбыта и увеличение поставок.

Грузов — больше, цены — ниже 

Одним из самых заметных эффектов для крымчан и гостей полуострова должно стать снижение цен на многие категории товаров, которое ожидается после запуска грузовых поездов. Ранее неоднократно отмечалось, что цены на Крымском полуострове, который для крупномасштабных грузовых перевозок был логистическим тупиком, выше, чем в соседних регионах страны.

В республиканском Минсельхозе ожидают, что затраты крымских аграриев уменьшатся на 15–20% за счет снижения издержек на доставку сырья, которое пока везут относительно дорогими автотранспортом или паромной переправой. Станут доступней корма для животных, удобрения, запчасти для сельскохозяйственной техники, оборудование, сырье и другие товары, необходимые отрасли. Это в свою очередь должно привести к росту инвестиций в аграрный сектор Крыма, считают в министерстве.

Ждут на полуострове и снижения цен на автомобильное топливо. В ООО "Торговый дом "Крым-Ойл", объединяющем сеть автозаправочных станций, к пересмотру ценников готовы. Но насколько, готовы будут сказать, когда станут известны точные тарифы на железнодорожные перевозки.

В конечном итоге исчезновение транспортной наценки должно привести и к снижению стоимости отдыха в Крыму, считает Тарасенко. "Любому санаторию нужны и продукция массового потребления, и продукты питания, и бытовая химия, и те же стройматериалы для ремонта и обновления", — отмечает он. Удешевление этих категорий товаров даст возможность удешевить и стоимость.



Больше строек не в ущерб природе

Эксперты отмечают, что больше всего железнодорожные перевозки будут интересны компаниям, ведущим строительство на полуострове. Базовые строительные материалы раньше шли с Украины, напоминает Тарасенко. "Сейчас из-за нехватки стройматериалов на них держится высокая цена, идет сильное удорожание объектов", — отмечает он.


По мнению Тарасенко, в первую очередь снижение цен возможно на инертные материалы, которые в большом дефиците на полуострове. "Это касается щебня и речного песка, которые идут на верхние слои дорожного покрытия. В Крыму таких материалов практически нет. Доставка железнодорожным транспортом сделает их дешевле", — поясняет эксперт.

Как добавляет руководитель севастопольского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Илья Пестерников, благодаря новым логистическим возможностям в регионе могут появиться и новые производства, например предприятия металлопроката, продукция которых будет востребована в строительной отрасли.

Но станет ли дешевле жилье в регионе, зависит от разных факторов. По мнению Ильи Пестерникова, тенденция снижения цен на жилье, наметившаяся после запуска автомобильных грузовых перевозок, сохранится. Согласен с ним и исполнительный директор Ассоциации застройщиков республики Александр Бычков. "Станут меньше и сроки строительства, и цены, поскольку логистические издержки существенно снизятся", — говорит он.

Кроме того, уверены в ассоциации, более прозрачным и конкурентным станет рынок сбыта строительных материалов. Однако Сергей Тарасенко напоминает, что цены на жилье формируются балансом спроса и предложения, а в городах курортной зоны спрос и цены всегда высокие. К тому же строительный бум будет, но не сразу с запуском грузового движения, а, скорее, уже в следующем сезоне — в 2021 году, — считает он.


Не только отдых

Но Крым — это не только туризм, отмечает управляющий директор консорциума "Леонтьевский центр — AFV Group" Алексей Крыловский, участвовавший в разработке стратегии транспортного развития Кубани. К примеру, в Керчи туризм не является базовой отраслью, гораздо сильнее в городе развиты портовое хозяйство и промышленность.

"Запуск грузовых поездов — это дополнительная работа, доход наших предприятий, заработная плата работников и увеличение налогов в бюджет города. Железнодорожные составы — это не только груз, который они везут, но и обслуживание: ремонт, заправка, сопровождение погрузки, это экспедиторы, большой пласт бизнеса, который появится вокруг железной дороги", — рассказывает глава администрации Керчи Сергей Бороздин.

Крупные предприятия города, такие как судостроительный завод "Залив", добавляет Бороздин, смогут напрямую получать грузы из других регионов России. "Транспортировка железнодорожным транспортом — одна из самых относительно дешевых. Это даст возможность нашим предпринимателям более выгодно доставлять груз, товар или инертные материалы на территорию Крыма для производства", — считает глава города.


Крым — материку

Но железную дорогу будут использовать и для вывоза товаров из Крыма в другие регионы России — "на материк", говорят в регионе. Как отмечает Пестерников из "Опоры России", это может быть продукция как крупных промышленных предприятий, так и небольших компаний, в том числе виноделов, среди которых старейшие винзаводы страны "Новый свет" и "Массандра". "Севастопольский винодельческий завод отправляет в Россию около 4 млн бутылок в год", — говорит директор предприятия Александр Жежель.

Виноделы пока везут продукцию автотранспортом, но рассматривают возможность перейти на железнодорожные перевозки. "Раньше мы отправляли продукцию по железной дороге, и это было действительно дешевле, — вспоминает Жежель. — Сейчас просчитываем, какая будет разница теперь".

Кроме того, аграрии полуострова планируют расширить поставки мяса и зерна, рассказывает министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин. "С введением в эксплуатацию грузового железнодорожного сообщения за счет исключения из логистического маршрута паромной переправы стоимость перевозки грузов по Крымской железной дороге сократится в среднем на 25–30%. Прогнозируется увеличение объема поставок из республики таких видов сельхозпродукции, как зерновые культуры и мясо птицы. Одно из ведущих предприятий АПК республики уже готово использовать железнодорожный транспорт при экспорте мясной продукции в Казахстан и Киргизию в объеме порядка 250 тонн в год", — приводит пример Рюмшин.



Взаимное сотрудничество


Самое плотное взаимодействие с Крымом сейчас у Краснодарского края — ближайшего к нему региона. Предприятия Кубани и раньше поставляли на полуостров различные товары — от стройматериалов до молочной продукции, но сейчас смогут делать это быстрее и дешевле. Руководитель департамента промышленной политики Краснодарского края Иван Куликов отмечает, что кубанские бизнесмены края смогут активнее принимать участие в крымских выставках и представлять свой промышленный потенциал.

"Вместе с тем у нас есть много схожих с Крымом развитых отраслей экономики, таких как, например, туризм, промышленность, сельскохозяйственная переработка. С открытием Крымского моста туристы получили возможность в удобном формате посещать объекты обоих регионов: и Крым, и Краснодарский край являются участниками межрегионального проекта "Золотое кольцо Боспорского царства", — добавляет вице-спикер законодательного собрания Краснодарского края Сергей Алтухов.


Южный транспортный узел

Как отмечает Крыловский, благодаря развитию и поддержке железнодорожного и морского сообщения, авиа- и автоперевозок с Крымом, на юге России формируется наиболее современная транспортно-логистическая система.

"Мы получаем полноценный полюс роста в этой части страны, который в будущем в стратегическом плане сможет конкурировать с ведущими экономическими центрами России", — считает он.

Более того, добавляет Крыловский, в перспективе через Крымский мост может пролечь аналог древнего Шелкового пути, многие века назад соединившего Европу и Азию — это возможно, если возобновится сообщение через Украину.  "В экономической перспективе так, уверен, и будет. Юг России — это непосредственно путь из Европы в Азию, и исторически торговый путь был проложен примерно так", — поясняет эксперт.

Но немедленного эффекта от запуска грузового движения по железнодорожной части моста эксперты все же не ждут. "Пока, на первом этапе, серьезных изменений ждать не стоит. Начнут перевозки с простых грузов — металлоконструкций и стройматериалов. Основные нюансы по работе с крымской железной дорогой будут понятны через несколько месяцев, когда появятся более детальные и разнообразные контракты и планы", — считает управляющий партнер компании "Инфра Проекты" Алексей Безбородов.


ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/news


Новости градостроительства