Георгий Николаевич Данелия – советский, российский и грузинский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист СССР (1990), лауреат многих международных кинофестивалей, признанный мастер лирических комедий и комедийных мелодрам. Его смешные, добрые и трогательные фильмы вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.
В 1955 году Георгий Данелия окончил Московский архитектурный институт, затем работал архитектором в Государственном институте проектирования городов («Гипрогор»). Потом, случайно увидев объявление о наборе на режиссерские курсы, он занялся кино, но, кажется, всю жизнь посвятил именно проектированию — только уже не городов, а жизни.
Коллектив института «Гипрогор» скорбит о безвременной утрате. В память о Георгии Николаевиче приводим небольшой отрывок из его мемуаров "Безбилетный пассажир".
После архитектурного по распределению я попал в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов), в мастерскую перспективной планировки. Мы решали, как должны развиваться города страны в течение ближайших двадцати пяти лет. Но пока мы в Москве чертили — они на месте строили. Мы не знали, что они строят, — а им плевать было на то, что мы чертим.
Приходил на работу к девяти, отмечался и шел курить. Потом шел в мастерскую, чертил для приличия (под бесконечный рассказ чертежницы Зины о подлостях соседки Люси) и шел курить. Потом играл в морской бой с экономистом Маргулисом (под рассказ Зины о Люсе), слонялся по мастерской, потом еще чуть-чуть чертил (под Зину о Люсе)... И шел курить. И так до без четверти час. Точно без четверти приходил Олег Жагар, который работал в соседней мастерской. Мы съедали бутерброды, запивали чаем и ровно в час — за проходную. Гулять.
Я купил газету и узнал, что при “Мосфильме” решили организовать высшие режиссерские курсы. На эти курсы будут принимать людей смежных профессий — художников, писателей, театралов, музыкантов... и архитекторов. Стипендия — сто тридцать рублей! А у меня в ГИПРОГОРе зарплата — девяносто.
— Ну какой из тебя режиссер? — сказала вечером мама. — Ты же видел режиссеров. Знаешь, какие они. Я объяснил маме, что не собираюсь быть режиссером-постановщиком. Хочу стать вторым режиссером, как она, и не хочу до гробовой доски слушать про Зинину соседку Люсю. И что стипендия на курсах сто тридцать рублей.
— Давай попробуй, — согласилась мама. — Но сейчас это будет очень сложно.