Законопроект о городских агломерациях

Законопроект, определяющий понятие и критерии формирования городских агломераций, разработан Минэкономразвития России и опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов 4 сентября 2020 года. 

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О городских агломерациях»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего федерального закона.

Настоящий федеральный закон устанавливает правовые
и организационные условия формирования и функционирования городских агломераций, в том числе критерии и порядок отнесения территорий к категории городских агломераций, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития городских агломераций, требования к системе управления городскими агломерациями, правовые механизмы государственной поддержки развития городских агломераций.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере развития городских агломераций.

Правовое регулирование развития городских агломераций основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Понятие городской агломерации, критерии
и порядок отнесения территорий муниципальных образований
к городским агломерациям

1.Городская агломерация - это территория городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

2.Отнесение территорий муниципальных образований
к городским агломерациям осуществляется при одновременном наличии следующих критериев:

1)наличие административного центра городской агломерации, которым может являться:

а) городской округ, городской округ с внутригородским делением с численностью населения не ниже средней численности населения, проживающего в городах по соответствующему субъекту Российской Федерации;

б) город федерального значения.

2)средняя плотность населения муниципальных образований, планируемых к включению в состав территории городской агломерации, за исключением административного центра городской агломерации,
не может быть менее средней плотности населения по соответствующему субъекту Российской Федерации;

3)транспортная доступность до административного центра городской агломерации и обратно в течение рабочего дня для жителей всех муниципальных образований и населенных пунктов, планируемых к включению в состав соответствующей городской агломерации.

3.Отнесение территорий муниципальных образований
к городским агломерациям осуществляется путем их включения
в перечень городских агломераций, утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Перечень).

4.Отнесение территорий муниципальных образований
к городским агломерациям осуществляется при условии заключения муниципальными образованиями, планируемыми к включению в состав городской агломерации, межмуниципального соглашения
о совместном решении вопросов местного значения, принятия решения представительными органами муниципальных образований, планируемых к включению в состав территории городской агломерации, о формировании межмуниципального координационного совета.

5.Отнесение территорий муниципальных образований
к городским агломерациям и включение указанных территорий
в перечень городских агломераций осуществляется по инициативе федеральных органов государственной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

6.Инициатива об отнесении территорий муниципальных образований к городским агломерациям оформляется решениями соответственно федеральных органов государственной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Инициатива представительных органов местного самоуправления о создании городской агломерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7.Решение об инициативе по отнесению территорий муниципальных образований к городским агломерациям направляется соответственно руководителем федерального органа государственной власти, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. В случае, если выдвижение инициативы по отнесению территорий к городским агломерациям осуществляется представительными органами местного самоуправления, направление указанной инициативы в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

8.К решению об инициативе по отнесению территорий
к городским агломерациям, направляемому в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, прилагаются проект межмуниципального соглашения между муниципальными образованиями, планируемых к включению в состав территории городской агломерации, решение о создании межмуниципального координационного совета, обоснование экономической эффективности формирования городской агломерации, перечень ключевых целей, задач и проектов развития городской агломерации.

9.Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает представленные документы и в течение 30 дней направляет в Правительство Российской Федерации заявку о включении территорий городских агломераций в Перечень либо возвращает указанные документы инициатору для доработки.

10.Порядок и процедура отнесения территорий к городским агломерациям, включая вопросы выдвижения инициативы
об отнесении территорий к городским агломерациям, принятия решений об инициативе по отнесению территорий муниципальных образований к городским агломерациям, рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти инициативы по отнесению территорий муниципальных образований к городским агломерациям, проведения согласительных процедур при рассмотрении уполномоченным органом заявок об отнесении территорий муниципальных образований к категории городских агломераций, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере развития городских агломераций

1.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере развития городских агломераций включают в себя:

1)определение основных направлений государственной политики, стратегических целей и задач в сфере развития городских агломераций;

2)оказание государственной поддержки развитию городских агломераций;

3)установление порядка формирования и ведения Перечня городских агломераций, в том числе порядка реализации инициативы
о создании городских агломераций;

1)формирование и ведение Перечня городских агломераций;

2)методическое обеспечение разработки и реализации комплексных планов социально-экономического развития городских агломераций;

3)иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития городских агломераций.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития городских агломераций относятся:

1)координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
по вопросам развития городских агломераций на территории субъектов Российской Федерации;

2)подготовка предложений по определению целей, задач
и мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития городских агломераций;

3)осуществление мер государственной поддержки
по обеспечению устойчивого развития городских агломераций;

4)оказание правового, информационного и организационного содействия органам местного самоуправления в части вопросов формирования и развития городских агломераций;

5)содействие в развитии межмуниципального сотрудничества
в целях развития городских агломераций;

6)согласование проектов комплексных планов развития городских агломераций;

7)осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами
и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере развития городских агломераций.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере развития городских агломераций относятся:

1)участие в совместном решении вопросов местного значения муниципальных образований, входящих в состав территории городской агломерации;

2)участие в подготовке проектов межмуниципальных соглашений;

3)участие в создании (учреждении) межмуниципальных компаний и управлении их деятельностью

4)участие в формировании межмуниципальных координационных советов, создаваемых в целях координации развития городских агломераций;

5)иные полномочия, предусмотренные настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Общие положения о системе управления городскими агломерациями.

1.Представительные органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав территории городской агломерации, заключают межмуниципальное соглашение
о совместном решении вопросов местного значения на территории городской агломерации (далее – межмуниципальные соглашения).

2.Представительные органы муниципальных образований, входящих в состав городской агломерации, формируют межмуниципальный координационный совет по развитию городской агломерации.

3.В целях совместного осуществления на территории городской агломерации управленческих, хозяйственных, социально-культурных и иных функций по вопросам местного значения муниципальные образования, входящие в состав городской агломерации, могут учреждать межмуниципальные предприятия и (или) межмуниципальные компании.

4.В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития городских агломераций разрабатывается и утверждается комплексный план развития городской агломерации.

5.Решение вопросов общей координации развития городских агломераций на территории субъекта Российской Федерации осуществляет Комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
по вопросам развития городских агломераций под председательством высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

6.Порядок участия муниципального образования
в формировании и организации функционирования институтов управления развитием городских агломераций устанавливается нормативным правовым актом муниципального образования
и межмуниципальным соглашением при соблюдении требований настоящего федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Межмуниципальные соглашения о совместном решении вопросов местного значения на территории городской агломерации

Подготовка и заключение межмуниципальных соглашений
о совместном решении вопросов местного значения
на территории городской агломерации устанавливаются в соответствии
с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 9. Межмуниципальные предприятия и компании.

Вопросы учреждения и управления деятельностью межмуниципальных предприятий и компаний регулируются
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 10. Межмуниципальный координационный совет
по развитию городской агломерации

1.Межмуниципальный координационный совет по развитию городской агломерации (далее – координационный совет) формируется представительными органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав городской агломерации.

2. В состав координационного совета входят главы муниципальных образований, главы местных администраций, депутаты представительных органов местного самоуправления, а также
по согласованию руководители коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих на территории соответствующих муниципальных образований.

3. Члены координационного совета назначаются представительными органами муниципальных образований, входящих
в состав городской агломерации, в соответствии с равной независимо
от численности муниципальных образований нормой представительства. При назначении депутатов в состав членов Координационного совета также соблюдается равная норма представительства независимо
от численности населения муниципальных образований.

4. Предложения о кандидатурах для назначения в Координационный совет вносятся в представительный орган муниципального образования:

1) председателем представительного органа муниципального образования;

2) депутатами представительного органа муниципального образования - не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования;

3) главой муниципального образования.

5. Право внесения предложений о кандидатурах в состав Координационного совета в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предоставлено также комитетам и комиссиям представительного органа муниципального образования.

6. Состав Координационного совета, численность его членов, порядок формирования Координационного совета, включая вопросы отбора кандидатур в состав Координационного совета, утверждается межмуниципальным соглашением, с учетом требований настоящей статьи.

7. Координационный совет считается созданным со дня подписания и вступления в силу межмуниципального соглашения.

2.Полномочия координационного совета:

1)выработка предложений по определению целей, задач и мер стимулирования в сфере социально-экономического развития городской агломерации;

2)утверждение комплексного плана развития городской агломерации;

3)рассмотрение и утверждение ежегодного отчета о развитии городской агломерации;

4)выработка предложений по кандидатурам в состав высшего органа управления межмуниципальной компании, учреждаемой в целях осуществления функций в рамках совместного решения вопросов местного значения на территории городской агломерации;

5)мониторинг и анализ деятельности межмуниципальной компании, утверждение планов деятельности межмуниципальной компании, а также ежеквартальных и годовых отчетов о ее деятельности;

6)иные полномочия в соответствии с федеральными законами
и законодательством субъектов Российской Федерации.

3.Председателем координационного совета является глава муниципального образования – административного центра городской агломерации.

4.Заседания координационного совета проводятся не реже чем одного раза в квартал.

5.В целях организационного и материально-технического обеспечения деятельности координационного совета по его решению может создаваться аппарат координационного совета.

Статья 11. Процедура подготовки, согласования
и утверждения комплексного плана развития городской агломерации.

1. Решение о подготовке комплексного плана развития городской агломерации (далее – Комплексный план) принимается Координационным советом.

2. В целях разработки проекта Комплексного плана решением Координационного совета формируется рабочая группа, состоящая из числа представителей исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, входящих в состав городской агломерации. По решению Координационного совета разработку комплексного плана может осуществлять аппарат Координационного совета при его наличии.

3. Рабочая группа (аппарат) Координационного совета осуществляет подготовку проекта комплексного плана развития городской агломерации в течение 50 дней со дня принятия Координационным советом решения о его подготовке.

4. Рабочая группа (аппарат) Координационного совета
в трехдневный срок со дня принятия решения о подготовке Комплексного плана обеспечивает размещение информационного сообщения о подготовке проекта Комплексного плана и приеме предложений по составу и содержанию проекта Комплексного плана
от всех заинтересованных физических и юридических лиц.

5. Подготовка проекта Комплексного плана осуществляется на основе предложений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, входящих
в состав городской агломерации, а также с учетом предложений иных заинтересованных физических и юридических лиц. Указанные предложения направляются в рабочую группу (аппарат) координационного совета в тридцатидневный срок со дня принятия Координационным советом решения о подготовке Комплексного плана.

6. При подготовке предложений в проект Комплексного плана, указанных в части 4 настоящей статьи, учитываются:

стратегия пространственного развития Российской Федерации;

отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

государственные программы Российской Федерации;

стратегия социально-экономического развития макрорегиона;

стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

государственные программы субъектов Российской Федерации;

программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры городских округов и поселений;

программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов и поселений;

программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов и поселений;

программы развития субъектов естественных монополий;

документы территориального планирования Российской Федерации;

документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в случае, если городская агломерация находится на территории соответствующего (их) субъекта (ов) Российской Федерации;

документы территориального планирования муниципальных образований, территории которых (части территории которых) входят
в состав территории городской агломерации;

сведения, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

7.По истечение 50 дней со дня принятия решения о подготовке проекта Комплексного плана рабочая группа (аппарат) Координационного совета представляет указанный проект
Координационному совету.

8.Координационный совет в течение 15 дней со дня представления ему проекта Комплексного плана рассматривает
и при необходимости осуществляет его доработку, принимает решение об одобрении проекта Комплексного плана и проведении публичных слушаний по проекту Комплексного плана.

9.Публичные слушания в отношении проекта Комплексного плана проводятся в течение 20 дней со дня принятия Координационным советом решения об одобрении проекта Комплексного плана
и проведении в отношении него публичных слушаний. Порядок подготовки и проведения публичных слушаний по проекту Комплексного плана устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

10.В течение 15 дней после проведения публичных слушаний
по проекту Комплексного плана Координационный совет рассматривает и при необходимости дорабатывает проект Комплексного плана
и направляет его на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в двухнедельный срок со дня представления проекта Комплексного плана рассматривает
и согласовывает его либо направляет в Координационный совет предложения по доработке проекта Комплексного плана.
Срок согласования проекта Комплексного плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, включая срок его доработки и проведения необходимых согласительных процедур, не может превышать двух месяцев со дня представления проекта Комплексного плана на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок согласования проекта Комплексного плана
с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

12.Проект Комплексного плана утверждается Координационным советом в течение 10 дней со дня принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о согласовании указанного проекта.

Статья 11. Требования к составу и содержанию Комплексного плана.

1. Комплексный план должен содержать следующие положения:

1) оценку текущего состояния социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав территории городской агломерации;

2) проблемы развития коммунальной, транспортной
и социальной инфраструктуры городской агломерации;

3) цели и задачи развития городской агломерации,
в том числе:

3.1) в сфере развития коммунальной, транспортной
и социальной инфраструктуры;

3.2) в сфере развития системы здравоохранения;

3.3) в сфере благоустройства;

3.4) в сфере защиты и охраны окружающей среды, включая вопросы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов;

3.4) в сфере образования;

3.5) в сфере промышленного развития;

3.6) в сфере развития потребительского рынка;

3.7) в иных сферах социально-экономического развития
в рамках вопросов местного значения и прав органов местного самоуправления, не отнесенных к вопросам местного значения;

4) основные показатели (индикаторы), характеризующие цели и задачи развития городской агломерации;

5) комплекс мероприятий, сгруппированных по задачам развития городской агломерации, сформированным в соответствии
с пунктом 3 части 1 настоящей статьи, с указанием источников, объема финансирования, сроков реализации мероприятий и ответственных исполнителей;

6) объекты капитального строительства, строительство
или реконструкция которых планируется в рамках реализации задач развития городской агломерации;

7) оценку социально-экономической эффективности Комплексного плана.

2. Комплексный план разрабатывается на десятилетний период.

3. Методическое обеспечение подготовки и реализации Комплексного плана осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 12. Комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
по развитию городских агломераций.

1.Комиссия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по развитию городских агломераций (далее – Комиссия) создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

2.В состав Комиссии входят представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, входящих в состав городских агломераций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководители некоммерческих
и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность
на территории субъекта Российской Федерации

3.Руководителем Комиссии является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

4.Комиссия является консультативным и совещательным органом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим решение вопросов организационного, информационного и аналитического обеспечения реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере развития городских агломераций.

5.К функциям Комиссии относятся:

1)подготовка проектов нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере развития городских агломераций;

2)рассмотрение инициатив об отнесении территорий
к категории городских агломераций, подготовка проектов решений высшего должностного лица субъекта об одобрении и направлении инициативы по отнесению территорий к городским агломерациям в уполномоченных федеральный орган исполнительной власти;

3)рассмотрение проекта комплексного плана развития городской агломерации, подготовка предложений высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации о согласовании проекта комплексного плана или необходимости его доработки;

4)подготовка предложений о мерах стимулирования развития городских агломераций за счет бюджета субъекта Российской Федерации;

5)подготовка методических материалов по вопросам развития городских агломераций;

6)организация мониторинга развития городских агломераций, подготовка аналитических материалов и отчетов по результатам мониторинга;

7)осуществление иных функций в соответствии нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6.Порядок формирования, задачи и функции Комиссии, вопросы организации деятельности Комиссии устанавливаются Положением о Комиссии, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 13. Государственная поддержка развития городских агломераций.

1.Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются городские агломерации, могут предоставляться межбюджетные трансферты из федерального бюджета
для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.Бюджетам муниципальных образований, входящим в состав городской агломерации, могут предоставляться межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, определенном высшим исполнительным органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
и бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются бюджетам муниципальных образований, входящих в состав территории городской агломерации, для реализации следующих мероприятий:

1)развитие транспортной, производственной, коммунальной, социальной инфраструктуры, способствующей развитию агломерационных связей;

2) поддержка занятости населения, привлечение на территорию городской агломерации высококвалифицированной рабочей силы;

3)содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

4)обеспечение охраны окружающей среды.

5)иные мероприятия по развитию городских агломераций.

Статья 14. Особенности формирования городской агломерации и управления развитием городской агломерацией на территориях муниципальных образований, расположенных в двух
и более граничащих между собой субъектах Российской Федерации.

1.Особенности формирования и управления развитием городских агломераций устанавливаются соглашением между соответствующими субъектами Российской Федерации при соблюдении требований настоящего Федерального закона и по согласованию
с Правительством Российской Федерации.

2.Порядок подготовки и утверждения, требования к составу
и содержанию соглашения, указанного в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 15. Особенности осуществления градостроительной деятельности на территории городской агломерации.

1.Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимость разработки схемы территориального планирования части территории субъекта Российской Федерации применительно к территории городской агломерации.

2.Порядок разработки, согласования и утверждения, а также требования к содержанию схемы территориального планирования части территории субъекта Российской Федерации применительно
к территории городской агломерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

   


 
ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/news


Новости градостроительства