toppic4.jpg

Зарубежный опыт. Метрополисы (крупнейшие города) завтрашнего дня: здоровые города

В будущем города станут неотъемлемой частью социальной системы: городская структура и городская архитектура будут способствовать укреплению здоровья и благополучия его жителей.

Комплексный подход, принятый в современном обществе, ставит новые задачи для городов будущего. Сегодняшний индивидуум уже не просто хочет быть здоровым — в смысле «не больным», но также быть полным жизненной энергии. Это требование оказывает сильное влияние на жилое пространство и места проживания. В конце концов, пригодные для жизни города уже не просто определяются эффективной инфраструктурой, они также обеспечивают стимулы к жизни, а также возможность отдыха. В глобальном соревновании городов и регионов за жителей эти факторы являются важными критериями успеха. Город завтра превратится из чистой окружающей среды в место, которое активно способствует и влияет на здоровье и благополучие: к безопасному (защищённому) городу.

Столетие городов

Прогнозы говорят: города — это жилое пространство будущего. Уже в начале XXI века в городах проживало более 50 процентов населения мира. К 2050 году ООН прогнозирует, что почти 70 процентов населения мира будет жить в городских населенных пунктах.

В то же время крупнейшие города развитых индустриальных стран отличаются от городов развивающихся стран. В то время как процесс урбанизации замедляется в западных странах, города в развивающихся странах быстро расширяются и по-прежнему сталкиваются с проблемой создания эффективной инфраструктуры. Города западного мира, население которых не растёт быстрыми темпами, в настоящее время все больше концентрируются на своем совершенствовании и обновлении изнутри: с сокращением роли промышленности, в т.ч. обрабатывающей промышленности, происходит изменение от индустриального общества к обществу услуг и знаний: улучшается также качество жизни в городах. Никогда раньше западные города не были такими зелеными, здоровыми и чистыми, как сегодня.

Города вчера и сегодня

Взгляд в прошлое городов в начале XIX века показывает дымящиеся трубы, грязные улицы, жалкие условия жизни и перегруженные канализационные системы, если таковые вообще имелись. Пятьдесят лет назад люди сражались в Рурской области (Германия) с загрязненным воздухом и отравленными реками. Что же можно было там найти зелёного – когда можно обнаружить лишь облако угольной пыли? Сегодня Рурская область является важной региональной зеленой сетью с многочисленными парками, лесами и плотной сетью велосипедных дорожек.

Но именно образы прошлого формируют образ городов. Например, 68% респондентов ответили на вопрос: «Считаете ли вы, что жизнь в городе наносит ущерб вашему здоровью по сравнению с проживанием в сельской местности?» «да» или «скорее да». И ощущение, похоже, не обманывает. Несмотря на то, что воздействие загрязнения окружающей среды сокращается, сегодня города по-прежнему являются «горячими точками» хронических заболеваний. Ожирение и диабет чаще встречаются у жителей городов, условия проживания в городах провоцируют стрессы и депрессивные состояния. В то же время города имеют абсолютное значение для социального прогресса. «Нобелевские премии», - сказал однажды Рикки Бердетт, руководитель программы LSE Cities, «не будут получены в деревнях».

И даже ренессанс городов ясно показывает, что все больше людей хотят жить в городах, несмотря на все отрицательные черты. Фактор качества жизни становится все более важным для экономически успешных и социально стабильных городов. Но каковы мягкие, скрытые факторы, которые измеряют качество жизни?

Какие мягкие факторы формируют город будущего?

Консалтинговая фирма Mercer ежегодно публикует «Исследование качества жизни». Исследование измеряет качество жизни нескольких сотен городов по всему миру. Гонконг занимает 70-е место в этом рейтинге. Однако мегаполис также занимает шестое место в ежегодном рейтинге инфраструктуры города той же консалтинговой фирмы. Эффективные городские системы не всегда свидетельствуют о высоком качестве жизни.

Это видно на примере Гонконга, города, который часто считается образцом планирования города. Гонконг имеет высокоэффективную транспортную сеть. 93% населения используют общественный транспорт. В среднем каждый житель добирается до своего рабочего места за одиннадцать минут. В непосредственной близости от Гонконга расположены зоны отдыха, отличный образовательный кластер, жители обеспечены качественным медицинским обслуживанием. Загрязнение воздуха меньше, чем в Лос-Анджелесе. Так что все может быть замечательно, если бы не несколько кварталов в районах, где уровень самоубийств и депрессивных расстройств на 30 процентов выше, чем в Лондоне или Нью-Йорке. В качестве причин этого на конференции городов LSE Cities Conference в Гонконге в 2011 году были названы социальная изоляция, экстремальная плотность населения и очень маленькая площадь среднего жилья. Именно для населения, живущего в нестабильной жизненной ситуации, жизнь в Гонконге является стрессовым фактором. Но есть и другие примеры. Тот факт, что качество городской инфраструктуры может соседствовать с высоким качеством жизни, демонстритрует город Франкфурт-на-Майне. Он занимает седьмое место в рейтинге качества жизни и занимает второе место в рейтинге инфраструктуры.

Так какие же основные параметры определяют достойный жизни город будущего? Как можно расшифровать факторы качества жизни, когда эффективность и хорошая инфраструктура сами по себе не делают жителей здоровыми и счастливыми? Мерсер использует для оценки качества жизни 39 индикаторов инфраструктуры, а качество жизни оценивается в десяти категориях, таких как: политическая, правовая и социальная стабильность, экономические условия, образовательные предложения, стандарты здравоохранения, культурные и рекреационные возможности, потребление и услуги, жилищная ситуация и экологические факторы. Но имеют ли эти факторы значение и в будущем? И как потребность в качестве жизни изменяет будущий облик наших городов? Все это приводит к главному вопросу: Как мы будем жить в будущем?




Нейро
-урбанизм: исследование мозга и градостроительство

Разница между городскими и сельскими жителями похожа на противостояние между космополитизмом и привязанностью к земле. То, что среда обитания влияет не только на поведение и внешность, но и на психические состояния, иллюстрирует исследование доктора Адли из клиники психиатрии и психотерапии и проф. Андреаса Майер-Линденберг из центрального института Психического здоровья в Мангейме. Ученые исследуют влияние построенного пространства на психику человека и стрессовое напряжение в городах. В будущем эти знания позволят построить городские пространства, в которых люди чувствуют себя комфортно и которые не усиливают индивидуальный уровень стресса. Нейро-урбанизм исследует эту форму градостроительства. Таким образом, вместо того, чтобы постоянно бороться против стресса на курсах йоги, городская среда должна способствовать лучшему преодолению стресса. Исследование проф. Андреаса Майера-Линденберга показывает, что более высокое напряжение и стресс также изменяют физическую структуру человека. В 2011 году Майер-Линденберг продемонстрировал, что определенные части мозга отличаются у людей, которые живут или выросли в городе, и людьми, которые живут в сельской местности. Миндальное ядро, также известное как миндалина, является структурой мозга, активация которой связана со страхом и которая также играет роль в проявлении депрессии и тревожных расстройств. Оно как датчик опасности. Этот раздел мозга был значительно активнее среди горожан, по сравнению с людьми, живущими в небольшом посёлке или в сельской местности. «Мы нашли четкую связь между определенной областью мозга с размером нынешней городской среды», заявил Майер-Линденберг.

Риски и побочные эффекты городской жизни

«Риск шизофрении у жителей города вдвое выше, чем у сельских жителей. Риск заболеть депрессией в 1,4 раза больше», - говорит профессор Адли. Дальнейшие исследования также показали, что риск возникновения тревожных расстройств в городе на 21% выше, чем в сельской местности. Что делает города психотическими и депрессивными? Адли связывает более высокий риск психического заболевания, с более высокой нагрузкой и стрессом. Он называет эту форму стресса «социальным стрессом». Сочетание плотности и социальной изоляции: слишком много людей в небольшом пространстве, которые не имеют связи друг с другом. Но что это значит для городских пространств?

Городские зоны отдыха и «зелёные зоны» могут уменьшить индивидуальный стресс, но не социальный стресс в густо застроенных районах. В своих исследованиях Элизабет Бертон из института здоровья университета Уорика, описывает, что не структурная плотность в целом является причиной повышенной нагрузки, а форма городской застройки. Городские пространства, которые настроены таким образом, чтобы способствовать социальному взаимодействию, станут эталоном здорового города завтрашнего дня.

Против социального стресса

В Токийском доме Морияма (Moriyama House) представлено множество различных видов помещений, как помещений для встреч, так и для индивидуального общения. Его полицентрическая пространственная структура, состоящая из десяти отдельных элементов, не является центром и не тянет линию границы. На самом деле, застройщик хотел сдать в аренду только одну квартиру для себя и еще одну квартиру. Однако архитектор Раю Нисизава построил ему миниатюрный город. В здании находятся как общие помещения, кухни и ванные комнаты, так и отдельные номера. Сад Морияма соединяет отдельные жилые дома. Он является активным связующим звеном домов и центральной частью совместной концепции жилья.

Растущее число частных домохозяйств, доля которых растет особенно в городах, представляет собой проблему для городов с точки зрения связанного с этим социального стресса, как описывает его профессор Адли. Высокая стоимость аренды увеличивает потребность в небольших квартирах. Но это не означает, что человек занимает меньше места. Скорее, новые жилищные формы и совместные пространства в городах в городах установят новые формы жилья и совместные пространства. Отсутствие возможностей для развития в собственной гостиной компенсируется общественных пространствах. Когда дом не подходит в качестве офиса, человек арендует себе место в коворкинге. Кто хочет устроить званный ужин, но не имеет соответствующего места, может использовать общественное пространство в качестве кухни. Такая стратегия, как совместное использование ресурсов, а не владение, также влияют на новые типы домов и концепции их использования. В высотном здании Рикен Ямамото лоджии квартир превращаются в места общего пользования. В проекте „Yokohama Apartment» архитектурное бюро On Design собирает четыре квартиры в виде мини-домов под одной крышей. Общее закрытое пространство в центре не имеет точной цели использования. Оно также включает в себя такие элементы как: кухня, детская площадка, место работы, сад и зона отдыха для всех. Эти новые строительные инновации в городе делают людей более свободными от стресса и, следовательно, более полезным для жизни в условиях плотности городских объектов.

Серебряные города (города серебряного возраста)

В ближайшие годы население продолжит стареть. В Нью-Йорке пожилые люди, живущие в частных домохозяйствах, являются самой быстрорастущей группой людей. Старение общества оказывает влияние на городские структуры, мобильность, сектор услуг и архитектуру.

Структуры городов завтрашнего дня должны адаптироваться к демографическому развитию. Исследовательские группы уже много лет работают над тем, чтобы упростить жизнь в городе с помощью новых технологий. Компания AgeLab разработала костюм, который позволяет имитировать физическую активность, такую как сила, подвижность и моторику 75-летнего человека. С AGNES (Age Gain Now Empathy System), это может быть оптимальным дизайном для повседневных вещей и мест в городе.

Новые идеи города для стареющего общества

Жизнь в будущем резко изменится: Германия - вторая по уровню старения населения страна мира после Японии. Согласно сценарию Федерального статистического ведомства, общее количество 55-летних в Германии увеличится с 24 млн. человек в 2000 году до 32 млн. в 2030 году, чтобы к 2050 году достичь 31 млн. Это имеет следующие последствия: возраст заболеваний, таких как деменция, болезнь Альцгеймера приводят к срочной потребности в появлении альтернативных жилых концепций. Понимание нейро-урбанизма может помочь создать удобную интегративную городскую структуру для пожилых людей. Число жителей в возрасте 80 лет и более утроится с 1,47 млн. в 2000 году до 4,04 млн. Это самая быстрорастущая возрастная возрастная группа к 2050 году. Увеличение числа пожилых людей также увеличивает число людей, страдающих старческой деменцией. Местные власти уже сейчас пытаются по-разному справиться с этой грядущей проблемой. Понимание нейро-урбанизма может помочь создать интегративную городскую структуру.

В своих исследованиях Элизабет Бертон (Elizabeth Burton) из университета Уорика исследовала влияние формы рисунка автодорог на пожилых людей: искаженный рисунок дорог лучше всего помогает людям, страдающим старческой деменцией, ориентироваться, в то время, как прямоугольные дорожные сетки с равномерными перекрестками, которые часто встречаются в американских городах, и дорожные системы с тупиками, как это часто бывает в пригородных населенных пунктах, приводят к дезориентации. В случае искаженных сеток ориентиры меняются, линии обзора укорачиваются и прерываются. Отличительные черты на перекрестках помогают помнить о путях и местах. Но не только для слабоумных больных эта форма дорог  полезна, но также и для детей. В будущем речь пойдет о разработке новых решений, обеспечивающих высокое качество жизни в одном и том же городе как для молодого, так и для старшего поколения.

Новые Городские Ландшафты

Активный город подразумевает совершенно новые элементы и стратегии градостроительства. Отдельные меры не будут иметь значимой пользы. Потому что город является многогранным образованием: результат всегда влияет на другие аспекты. "Город для пешеходов" и привлекательные жилые кварталы являются только отдельными строительными элементами здоровых городов завтрашнего дня. Только умелое соединение и объединение в систему различных мероприятий делает из здорового города также жизнеспособный город. При этом новые формы городских ландшафтов, состоящие из разнообразных развлекательных мероприятий, различных зеленых пространств и смешанных с использованием городских районов, также играют важную роль, как технические инновации и комплексные решения зданий.

Гибридные пространства: симбиоз природы и техники

Разработка Urban Health Environments включает в себя две стратегии, которые изменяют комплексную систему города. Во-первых, чувствительная трансформация существующей городской структуры путем реализации новых городских строительных элементов и технических инноваций. Именно здесь открываются новые рыночные возможности для строительной отрасли. Важным направлением деятельности будет улучшение городского климата. Потому что в летние месяцы города превращаются в горячие бетонные пустыни, полы и фасады которых сохраняют тепло. Часто не хватает вентиляционных решеток, так что даже ночью вряд ли можно ожидать прохлады. В стареющем обществе, которое часто не может хорошо реагировать на климатические крайности, необходимы более умные решения.

Предлагается особое цветное дорожное покрытие. Новая поверхность будет отражать от 30 до 50 процентов солнечного тепла. Для сравнения: обычный асфальт отражает только пять процентов тепла. С новыми покрытиями дорога будет нагреваться меньше. Разница с обычным асфальтом может составить до 4 градусов Цельсия. Если бы более трети дорог имели такие «охлаждающие» покрытия, это не только снизило бы среднюю температуру в городе, но и улучшило бы качество воздуха. Особенно в сочетании с растительностью.

Важную роль играет не только горизонтальная растительность, но и вертикальная. Зеленые фасады, разработанные ботаником и садовым художником Патриком Бланком, являются настоящими многофункциональными фасадами: они фильтруют загрязнители воздуха, влияют на увлажнение и тепловыделение, одновременно снимая стресс.



Новые
Архитектурные Типы

С постепенным преобразованием городских пространств возникают и новые архитектурные типы, отвечающие изменяющимся потребностям горожан.

«Сады у залива» в Сингапуре являются подобной гибридной концепцией. Искусственные, многофункциональные стальные деревья регулируют климат теплиц Ботанического сада. В то же время, эти научно-фантастические деревья служат в качестве смотровых площадок. Здесь пейзаж и природа сливаются в новый подход искусственной техно-природы и изменят общее понимание «климатического пространства» города.


Статья с сайта Института исследований будущего, г. Франкфурт-на-Майне, ФРГ. Источник: https://www.zukunftsinstitut.de/artikel/metropolen-von-morgen-gesunde-staedte/

Сокращенный перевод статьи с немецкого - П.М. Крылов, кандидат географических наук, ОАО "Гипрогор"


ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/2018-02-07-14-18-13


Новости градостроительства

#Гипрогор #Здоровый_город #ГородскаяАрхитектура #КомфортнаяСреда