toppic3.jpg

Территориальная схема обращения с отходами в Приморском крае, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Период сдачи проекта - 2016 г.  

Проблема обращения с отходами - глобальная цивилизационная проблема, решаемая в отдельных странах в разной степени эффективно, но с единым вектором ориентации на использование высоких технологий с целью получения высококачественного сырья и готовой продукции. Решение проблемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории РФ и ее регионов является государственной задачей.

Основные проблемы обращения с отходами потребления в Приморском крае:

  • Отсутствие региональной системы обращения с отходами           
  • Несоответствие требованиям природоохранного и санитарного законодательства большинства действующих объектов размещения отходов
  • Рост количества несанкционированных объектов
  • Недостаточный охват населения регулярно-плановой системой сбора и вывоза отходов (не превышает 30% площади края)
  • Неразвитость инфраструктуры по переработке отходов и низкий уровень вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот
  • Высокая степень износа мусоровозной спецтехники и контейнерного парка
  • Игнорирование процедуры мойки контейнеров в большинстве муниципальных образований

Основные проектные предложения и мероприятия

1. Зонирование территории Приморского края по характеру специализации и основным направлениям развития, влияющие на масштабы, структуру и состав системы обращения с отходами.

2. Формирование трехуровневой системы по обращению с отходами.

3. Создание 5 индустриальных парков (в Партизанском, Надеждинском, Спасском, Дальнереченском муниципальных районах и в Дальнегорском городском округе) по глубокой переработке отходов, вовлечение их полезной части в промышленное производство.

4. Создание 9 межмуниципальных комплексов: в Пожарском (пгт. Лучегорск), Красноармейском (с. Рощино), Дальнереченском, Надеждинском, Хорольском, Чугуевском, Ольгинском муниципальных районах и в Дальнегорском, Артемовском городских округах. А так же оборудование 13 действующих межмуниципальных комплексов современными линиями сортировки, устройствами обезвреживания и обустроенными объектами по захоронению отходов.

5. Создание 32 новых площадок временного накопления отходов: по одной – в Артемовском ГО, Лесозаводском ГО, Красноармейском, Кавалеровском, Михайловском, Октябрьском, Пограничном, Ханкайском, Хорольском, Анучинском, Надеждинском и Партизанском муниципальных районах, по две в Уссурийском ГО, Дальнереченском ГО, Пожарском, Кировском, Ольгинском, в Лазовском, Тернейском и Чугуевском муниципальных районах и четыре – в Хасанском муниципальном районе.

6. Введение системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов, оснащение площадок первичного сбора твердых коммунальных отходов специальным оборудованием.

7. Создание 58 новых специальных пунктов по сбору вторсырья в местах наибольшей концентрации населения, увеличение их общего количества к 2026 году до 91 единицы.

8. Предложена зона деятельности существующих и планируемых объектов обращения с отходами.

9. Предложена схема транспортных потоков твердых коммунальных отходов в Приморском крае.

10. Выбран вариант зоны деятельности регионального оператора.


Обращение с отходами. Перспектива.

В 2026 году объём образующихся ТКО на территории Приморского края может составить 1 024,1 тыс.т, или в 1,3 раз больше, чем в 2016 году. На переработку планируется направлять 665,6 тыс.т или 65% от всего объёма ТКО. Процент ТКО, направленных на захоронение составит 35%.

На перспективу на территории Приморского края выделено 5 технологических зон
В наиболее освоенных зонах (южной и западной) планируется разместить наибольшее количество объектов обращения с ТКО, включая реконструкцию и модернизацию существующего мусоросжигательного завода в ГО Владивосток.

Планируемые объекты размещения ТКО - пять индустриальных парков и девять межмуниципальных комплексов ТКО , будут размещены в разных муниципальных образованиях края.
Значительная часть полигонов с исчерпанием технологических ресурсов подлежит рекультивации.

Места размещения планируемых объектов определены сочетанием транспортно-логистических, расселенческих и санитарно-эпидемиологических факторов.

Количество полигонов и несанкционированных объектов размещения ТКО будет сведена к нулю.

Разработанная схема показывает генеральные направления транспортировки ТКО в Приморском крае на перспективу, с учетом планируемого размещения объектов ТКО и перспективного развития транспортной сети.

Для наименее освоенной территории края (Тернейский район) предложен маршрут транспортировки ТКО с использованием морского транспорта.

По расчётам, Приморскому краю, к 2026 году, для удовлетворения потребности в вывозе ТКО, при условии максимально эффективного использования техники, в т.ч. при обслуживании территории соседних муниципальных образований, потребуется как минимум 128 мусоровозов (контейнеровозов).

Выводы

• Представленная «Территориальная схема обращения с отходами в Приморском крае, в том числе с ТКО», рассматривает и предлагает вариант создания и организации региональной системы обращения с отходами, включающей все технологические уровни, от сбора до переработки отходов, при обязательной стадии сортировки.

• Несанкционированные объекты размещения ТКО, а в будущем, и полигоны для захоронения ТКО – исключаются из создаваемой системы.

• Уровень переработки ТКО стремится к максимуму (98%)

• Рассматривается и предлагается региональный уровень управления (Региональный оператор), с участием муниципальных органов (для городских и сельских поселений - на стадии сбора и транспортирования ТКО; для городских округов - на всех технологических стадиях)

• Главным принципом создаваемой системы является формирование современной технической среды деятельности в сфере обращения с отходами, с использованием высоких технологий, инноваций, современной производительной техники, квалифицированных специалистов.

• Создание и организация региональной системы обращения с отходами является крупным инвестиционным и бизнес-проектом, обеспечивающим благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса на территории Приморского края.

• Разработка и реализация Территориальной схемы может быть гарантом реабилитации загрязнённых территорий Приморского края, повышения качества среды обитания жителей края, обеспечения необходимых условий для устойчивого развития территории.

• В результате реализации Территориальной схемы может быть создана эффективная, высокодоходная отрасль экономики Приморского края.